культурно-выставочный центр

г. Ульяновск, проспект Генерала Тюленева, 24

+7(8422) 20-14-84

«Айвазовский» в поликлинике Центральной городской клинической больнице города Ульяновска

Ноя 25th, 2016

«Айвазовский» в поликлинике Центральной городской клинической больнице города Ульяновска
Море никого не оставляет равнодушным. Беспредельная водная гладь, светозарные восходы, колдовство лунных ночей, грозное неистовство бурь… — никто не изображал море так поэтично и вдохновенно, как Айвазовский.

Тайна Айвазовского

Всюду, где Айвазовский устраивал свои выставки, их осаждали тысячи людей. В каждом новом городе с приездом мастера становилось все больше любителей живописи. Люди убеждались, что его картины освобождают ум и сердце от мелких чувств и напоминают, что существует вечная и мудрая красота природы.

Страстная до обожествления любовь к морю, способность живо передать его дыхание и волнение, величественность и красоту – вот источник подчас непонятной, но притягательной силы, которой обладают картины Ивана Константиновича Айвазовского. Художник убедительно, блестяще и вместе с тем свободно справился с труднейшим мотивом в живописи –– изображением изменчивой стихии моря.

Всю жизнь он очень много работал, считая себя учеником природы. Айвазовский говорил: «Если Бог даровал мне толику таланта, то все остальное я приобрел неустанным трудом. Для меня жить –– значит работать».
Художник всегда находился в счастливом творческом состоянии: он был твёрдо убеждён, что самая лучшая его картина –– это та, над которой он сейчас работает. Айвазовский говорил, что если бы прожил ещё 300 лет, то всегда нашёл бы в море нечто новое.

Художник почти всегда работал по памяти, ведь море было частью его души. Писал картины очень быстро: небольшие – за два-три дня.

Айвазовский клал последний мазок на холст, с сознанием того, что он сделал все, что мог, и, как правило, никогда не переписывал и не исправлял своих картин. Однажды художнику сделали указание, что на картине неправильно изображен всплеск воды от падающего ядра. Иван Константинович согласился с этим и сказал, что он напишет другую картину, на которой исправит ошибку.

Упоение бурей и светом

Удивительные варианты сочетания двух стихий демонстрируют полотна художника – света и воды. Их борьба и единство рождают удивительно разнообразную и звучную гармонию моря.

Более половины работ Айвазовский – это виды штормящего моря. Из 6000 картин художника 4000 изображают ураганы, кораблекрушения, бури. Он изображал не только разбушевавшуюся стихию, но и борющихся с ней, помогающих друг другу людей. Очень точно о картинах мариниста написал Ф.М. Достоевский: «…здесь он мастер без соперников. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».

Однако какую бы страшную бурю ни увидели мы в полотнах Айвазовского, в верхней части картины сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света. Именно в нем, в свете, и заключается смысл всех изображаемых бурь.

Однако с не меньшим совершенством живописец писал спокойное, излучающее сияние море. Изображая море, облака и воздушное пространство, художник фактически изображает свет. Он в искусстве мастера –– символ жизни, вечности, надежды и веры. Иван Константинович заметил: «…те картины, в которых главная сила –– свет солнца, луны, а также волны и пена морская, надо считать лучшими».

Неповторимы ночные марины Айвазовского. Эта тема проходит через все творчество мастера. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью.

Картины мастера вызывали восхищение, его солнечные и лунные дорожки на морской глади сразу узнавали. Порой зрители сомневались, нет ли тут фокуса, и заглядывали за картины, пытаясь обнаружить там свечу или лампу.

«Родился сметным, оставил по себе бессмертную память»

Иван Константинович Айвазовский получил признание и в России, и заграницей уже при жизни. Был избран членом 5 академий художеств: петербургской, флорентийской, римской, штутгартской, амстердамской. Сегодня картины этого художника можно увидеть в Ницце и Лондоне, Брюсселе и Венеции, Бостоне и Стамбуле.

До конца жизни Айвазовский сохранил работоспособность, энергию, светлый творческий ум. До последнего дня он не оставлял живописи. Во время работы над вариантом картины «Взрыв корабля» его настигла смерть. Надпись на его могиле в Феодосии гласит: «Родился сметным, оставил по себе бессмертную память».

Репродукции картин предоставлены Культурно-выставочным центром «Радуга».