культурно-выставочный центр

г. Ульяновск, проспект Генерала Тюленева, 24

+7(8422) 20-14-84

Венецианские мастера Позднего Возрождения: Веронезе и Тинторетто.

Апр 26th, 2021

Крупнейшей фигурой Позднего Возрождения был художник Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (1528 — 1588). Он считается последним певцом праздничной, ликующей Венеции.

Веронезе начал с картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но знаменитым он стал, когда выполнил фрески для венецианского Дворца дожей.

Что бы он ни писал — картины на мифологические сюжеты, портреты, жанровые картины, пейзажи, — у него один герой — праздничная Венеция. Мир в его картинах — это блестящая феерия, бесконечное театральное действие, выполненное так талантливо, что приобретает жизненную убедительность.

Веронезе — блестящий колорист, для которого характерен изысканный серебристо-жемчужный с голубым тон при общей яркости и пестроте красок. Его работы по своей гармонии не уступают Рафаэлю, но сложное движение, неожиданные ракурсы фигур, повышенная динамика и перегруженность в композиции говорят о новой эпохе в искусстве.

Иным было творчество Якопо Робусти, известного как Тинторетто (1518 — 1594). Очень рано обнаружив необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного соперника. Тинторетто стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Он даже написал на стене у себя в мастерской девиз: «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана».

Но влияние флорентийского и венецианского художников не заглушило в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма.

Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность.

Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно.

Творчество Тинторетто завершает эпоху Возрождения в Италии.

Выставка «Веронезе. Тинторетто» в Культурно-выставочном центре «Радуга» (г. Ульяновск).