культурно-выставочный центр

г. Ульяновск, проспект Генерала Тюленева, 24

+7(8422) 20-14-84

В Культурно-выставочном центре «Радуга» разместилась новая выставка.

Июл 24th, 2020
«Русский классицизм»

«XVII столетие, быть может, интереснейшее во всей русской истории, было эпохой перехода от старых форм жизни и быта к новым. Новая династия, новая Никонова церковность, новая схоластическая наука, новая литература с её аллегорическим витийством и рифмованной поэзией, новые люди и новые моды, несомненно, вызвали небывалый подъём интереса к загадочному будущему».      (Н.Г. Первухин)

Менялся не только взгляд на Западную Европу, но и круг поставленных в связи с нею задач. Это видно хотя бы из сравнения двух путешествий Петра I в Голландию: в 1697-8 и 1716-7 гг. Во время первого путешествия царь интересовался главным образом судостроением и налаживанием торговли. Во втором путешествии он значительно больше и чаще посещал художников, часами следил за их работой, купил много «марин» у любимого живописца А.Сило, дав «им потом лучшие места в Петергофском дворце и Голландском домике», заказывал портреты своей семьи и приближённых.

Переход от Древней Руси  к новой России, от средних веков к Новому времени был многотруден, так как задержался в России почти на 300 лет. Это в полной мере касается культуры в целом и изобразительного искусства. Отсюда и особенность его, которую можно назвать «спресованностью». При высочайшем уровне прошлой древнерусской культуры, при уже канонизированном западноевропейском опыте она породила в русском искусстве параллельное существование сразу нескольких стилевых направлений, мирского её характера, особенно в первой трети столетия. Без учёта этих особенностей, аналог которым трудно найти в западном искусстве, невозможно понять саму сущность русской культуры XVШ века. Только с середины века начинается уже более соответствующее общеевропейскому развитию искусства барокко, рококо, затем классицизм и сентиментализм.

Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в национальной культуре. Направление господствовало в России с 1760-х по 1830-е годы.

В целом для живописи этой эпохи были характерны те же черты, что и для европейской школы:

незыблемый авторитет античности, строгость и чёткость форм, воспевание высоких идеалов, тяготение к торжественности, предпочтение исторических и мифологических сюжетов, которые могут научить зрителя различным добродетелям.

Но были у отечественного классицизма и свои особенности. Во-первых, вдохновение мастеров-классицистов было поставлено на службу державе и было призвано развивать отечественную культуру в самом широком смысле слова.

Этот стиль пришёл в Российскую империю при Екатерине II, продолжившей по примеру Петра I европеизацию страны. Императрица поддерживала идеи Просвещения, вела переписку с Вольтером, поэтому апеллирующее к разуму и рациональности классицистическое искусство пришлось ей по вкусу и получило поддержку.

Идеологи Просвещения провозглашали искусство способом борьбы с пороками и утверждали, что «художества» способствуют смягчению нравов и «природной суровости», а заодно истребляют «праздность и леность».

Живописцы-классицисты, согласно этой идеологии, не просто творили прекрасное, а ставили свой талант на службу Отечеству, брали на себя миссию цивилизаторов и просветителей. Стиль недаром называют просветительным классицизмом.

Вторая особенность отечественного классицизма – его гибкость. Он довольно легко сочетался с другими стилями и это особенно сильно проявилось в живописи. Сначала художники-классицисты испытывали влияние рококо, затем — сентиментализма, после — романтизма. Благодаря такому подходу классицизм почти целый век сохранял свежесть и актуальность.